Для подготовки этого курса я использовал материалы из книги "Нунчаку практическое пособие" А.Р. Комлева.

Нунчаки (нунчаку) – холодное оружие, две короткие круглые или граненые палки, соединенные шнурком или цепочкой.

 

История возникновения

Судить о происхождении нунчак довольно сложно. Одни утверждают, что они изобретены Чжоу Куаньием, первым императором китайской династии СУН (960-1279гг.). Якобы у него, еще до того как он стал императором, во время боя от палки из дорогой древесины отрубили кусок. Который он впоследствии и прикрепил веревкой. Другие настаивают на том, что нунчаки являются прототипом цепа для обмолота риса, который крестьяне использовали в качестве оружия против самураев. Третьи говорят, что и те и другие в корне неправы, и "вооще ни черта не понимают" истинного происхождения нунчак. Короче, для меня важен сам факт их наличия, и возможности применения. Надеюсь, что и для вас тоже.

Изготовление нунчак

Для начала нужно определиться из какого он будет материала: железа или дерева. Дерево, это стандартный вариант, и подходит для решения большинства задач (развить мышцы рук, выработать скорость реакции, "повыпэндрываться" перед друзьями и т.д.). Железо же больше подходит, если вы хотите развивать выносливость всего тела. Так же, нунчаки из железа более надежны в целях самообороны, т.к. имеют большую мощь разрушения (за счет массы, прочности и заостренности граней).
Если вы выбираете дерево в качестве изготовляемого материала, то подойдет обычный черенок на лопату. Еще вам понадобиться бельевая веревка из капрона и кусок стальной или медной проволоки. Если же вам по душе металл, то соответственно понадобится металлический брусок и цепь.


Размеры

Длина рукоятки: соответствует расстоянию от локтя до косточки на запястье.
Ширина края крепления: ровна длине второй фаланги мизинца.
Ширина противоположного края: ровна длине второй фаланги указательного пальца.


На деревянных рукоятках имеются отверстия, по три на каждой. Два сквозных поперек. Одно на расстоянии двух сантиметров от края крепления, второе на расстоянии двух сантиметров от первого. Их диаметр равен диаметру веревки. И одно центральное, которое проходит вдоль рукоятки от края крепления до первого сквозного. Его диаметр в полтора раза больше диаметра веревки.


Длина веревки: 50-70 см. Диаметр: 0.5 см.
Длина проволоки: 15-20 см. Диаметр: 1мм.
Цепь. Диаметр толщины кольца: 5 мм. Длина кольца: около 3 см. Количество колец: 5 шт.


Изготовление деревянных нунчак
Подготовка рукоятки. С помощью рубанка создайте необходимый для ваших размеров конус. Просверлите отверстия. Для удобства обращения, рукоятки можно отшлифовать наждачной бумагой или покрыть изолентой (меньше скользят). А между первым и вторым отверстием сделать соединяющую впадину, чтобы веревка сливалась с поверхностью рукоятки. Так же можно закруглить все имеющиеся грани.
Подготовка веревки. Проденьте проволоку через конец веревки до середины и согните ее пополам. Получиться что-то типа иголки с ниткой. Конец веревки заплавьте на огне.


Крепление. Проденьте проволоку с веревкой через центральное отверстие рукоятки и выведите через боковое, потом проденьте во второе боковое отверстие с этой же стороны, далее снова в первое, но с другой стороны и выведите через центральное (для этого могут понадобиться пассатижи). Таким образом, из центрального отверстия одной рукоятки должно выходить два конца веревки. Проденьте один из них во вторую рукоять точно так же. Свободные концы можно связать прямым узлом. Длина веревки между двумя рукоятками должна соответствовать ширине вашей ладони.

Крепление веревки

Изготовление металлических нунчак.
Рукоятки заточите под конус на фрезерном станке (или попросите фрезеровщика на ближайшем заводе) и к концам крепления приварите цепь.

 

Практика

Новое надо создавать в поте лица, а старое
само продолжает существовать и твердо
держится на костылях привычки.

А.И. Герцен


Каждое новое движение должно быть:

1. Многократно опробовано в двух противоположных позициях, т.е., под одноименную и разноименную ногу;
2. Опробовано в движении в бросковом и скользящем перемещении;
3. Опробовано из разных стартовых положений, а также на завершение после атаки и возвращение в исходное положение;
4. Опробовано в связках с другими движениями.


Определения терминологии смотрите в Приложении


Стойки, передвижения и положения оружия


В боевых искусствах названия стоек обычно определяются по положению ног и корпуса; руки играют вспомогательную роль. При работе с оружием каждое положение нунчаку может быть характерной позицией, обеспечивающей максимальную эффективность того или иного технического действия. Здесь, конечно, руки и положение ног одинаково важны, причем в начале учебного процесса боец должен уделить большее внимание рукам. Речь идет о создании новых рефлексов движений рук, когда база любого боевого искусства уже хорошо усвоена.


Положение сложенного оружия
Сложенное оружиеВедущая рукоятка нунчак фиксируется большим пальцем ладони, в то время как свободная сложена на длину шнура. Она прижимается к ведущей тремя пальцами (средним, безымянным и мизинцем), фиксируя, таким образом, плотный контакт двух рукояток, указательный палец размещен под шнуром, он помогает большому пальцу в фиксации ведущей рукоятки, а также давит на верхушку свободной рукоятки, обеспечивая тем самым максимальное натяжение шнура.

Основные положения тела и ног:

- передняя стойка (1);

- задняя стойка (2);

Положение оружия в стойках может быть трех типов:

Положение оружияОдноименным. Как правило, так называют положение, когда рука с оружием соответствует стоящей впереди ноге, например оружие в правой руке и правая нога впереди (3);
Разноименным (4);
Фронтальным или центральным, когда положение ног не оказывает существенного влияния на действие рук (5).

 


Передвижения
После того как вы опробуете движения нунчаку в этих позициях на обе руки с использованием бедер, следующим шагом в вашем развитии должна стать тренировка этого же технического приема в движении. Работайте с теми же позициями, передвигаясь в стороны, наступая и отступая. Вы сразу увидите, какие движения нунчаку лучше и эффективнее в разных позициях. Проводите эту работу, помня о двух главных перемещениях: скользящем и бросковом. Разница между ними несущественная, но они не заменяют друг друга.

Отличительная особенность скользящего перемещения одновременность атаки и шага. В момент, когда боец заканчивает передвижение и принимает фиксированное положение, следует атака оружием. На рисунках показан пример такого перемещения. Боец из левосторонней передней позиции делает скользящий шаг правой ногой вперед; нунчаку находится в положении правого подмышечного захвата. Одновременно с заключительной фазой шага следует атака вертикальным хлыстом, после чего свободная рукоятка нунчаку вновь возвращается в положение подмышечного захвата (6).

Скользящее перемещение

Отличительная особенность броскового перемещения – первичность атаки. Здесь атака оружием заканчивается раньше, чем начинается движение ног. Тот же вертикальный удар от подмышки с возвратом боец проводит теперь из правосторонней передней позиции (7). Он стремительно начинает атаку оружием и задает импульс всему телу, как бы бросая его вперед. Свободная рукоятка нунчаку уже принимается обратно подмышку, а правая нога только еще оторвалась от земли. Затем она ставится на землю и потом подтягивается левая нога. Таков смысл броскового шага.

Бросковое перемещение

 

Тренировка основных положений нунчак

 

Тренировка подмышечного захвата
Тренировка подмышечного захвата из плечевого захвата без использования второй руки. Это упражнение позволяет отрабатывать также и плечевой захват без использования второй руки, который чаще всего используется в работе с двумя нунчаку. Коротким движением по вертикали бросьте свободную рукоятку нунчаку сверху вниз в положение подмышечного захвата. Зафиксировав захват на мгновение, обратным движением отправьте оружие в исходное положение (1-3).

Подмышечный захват


Тренировка положения сложенного оружия
Бросьте свободную рукоятку нунчаку по вертикальной траектории вниз. Примите ее в ладонь ведущей руки. Затем верните оружие обратным движением в исходное

Сложенное оружие

Тренировка плечевого захвата
Тренировка плечевого захвата из виса снизу. В исходном положении полностью растянутая нунчаку висит вдоль ноги (1). Бросьте свободную рукоятку по вертикальной траектории вверх (2), забрасывая ее за плечо и принимая свободной рукой снизу под мышкой (3). Зафиксируйте это положение на мгновение, затем верните оружие в исходное положение виса вдоль ноги вертикальным движением сверху вниз.

Плечевой захват


Тренировка плечевого захвата из положения сложенного оружия. В исходном положении нунчаку сложена в одной руке (4). Отпустите свободную рукоятку и бросьте нунчаку вверх в положение плечевого захвата с использованием свободной руки (5). Затем обратным движением верните оружие в исходное положение сложенных рукояток. Упражнение позволяет также отрабатывать схватывание нунчаку в положение сложенного оружия.

Плечевой захват


Тренировка плечевого захвата с перехватом свободной рукой. В исходной позиции нунчаку находится в положении плечевого захвата с использованием двух рук (6). Отпустите рукоятку из правой ладони и коротким движением по дуге снизу вверх забросьте ее за противоположное плечо (7). Ведущая рукоятка в левой руке, свободная - ловится в правую ладонь под левой подмышкой (8).

Плечевой захват

 

Возвраты

 

Горизонтальный возврат наружу с разноименной стороны
Правая рука согнута в локте под углом 90 градусов, кулак смотрит вперед, тыльной стороной вниз (1). Эта рука держит ведущую рукоятку нунчаку. Левая рука расположена под правым локтем, ладонью вверх, держит свободную рукоятку. Оружие берется нормальным хватом, шнур обращен наружу. На рис. 2 показано, как левая рука отпустила свободную рукоятку, а правая, посредством легкого кистевого реверса, по горизонтальной траектории снаружи внутрь направила ее за спину в положение мертвой точки. Почувствовав момент контакта с телом и не давая свободной рукоятке возможности потерять натяжение и упасть, легким рывком правой же кисти отправьте свободную рукоятку обратно по той же траектории. Левая рука в это время плавно сместилась в исходное положение правой руки. На рис. 3 показан прием свободной рукоятки в левую ладонь.

Горизонтальный возврат


Горизонтальный возврат наружу за спиной
Разожмите левую ладонь, отпуская свободную рукоятку. Правой рукой сделайте мах внутрь с мертвой точкой талии (5). Верните свободную рукоятку нунчаку обратно в исходное положение, принимая ее в левую ладонь за спиной (6).

Горизонтальный возврат


Горизонтальный возврат внутрь через шею
Ведущая рука в момент приема свободной рукоятки располагается над принимающей рукой (7). Выполните горизонтальный мах до мертвой точки и возвращайте свободную рукоятку обратно в положение захвата. Для этого ее необходимо предварительно подкрутить кистевым реверсом, обеспечивающим ровную горизонтальную траекторию возврата (8,9).

Горизонтальный возврат


Вертикальный возврат снизу вверх
Исходное положение - плечевой захват с использованием двух рук (1). Разожмите левую ладонь и отпустите рукоятку, находящуюся снизу. Правой рукой выполните легкое движение вниз, направляя свободную рукоятку глубоко под мышку так, чтобы она закинулась за плечо (2). Здесь поймайте ее левой ладонью (3). Снова отпустите эту рукоятку, разжав левую ладонь, и правой рукой направьте ее движением снизу вверх обратно в плечевой захват.

Вертикальный возврат


Вертикальный разноименный возврат по направлению вверх
Исходное положение то же (1). Также отпустите левой ладонью свободную рукоятку, но направьте ее теперь к левой подмышке (4). Примите свободную рукоятку нунчаку левой ладонью над левым плечом (5). Затем снова отпустите свободную рукоятку и верните оружие в исходное положение правого плечевого захвата.

Вертикальный возврат


Вертикальный возврат снизу вверх с кистевой подкруткой (6)

Вертикальный возврат

Возврат с кистевой подкруткой внутрь (7)

Вертикальный возврат

Разноименный диагональный возврат за спиной
Ведущую рукоятку держите правой рукой со стороны левого плеча, а свободная рукоятка находится в левой руке со стороны правого бока (1). Отпустите свободную рукоятку и выполните маховое движение наружу правой рукой (2). Из воздушной мертвой точки пошлите оружие обратно по диагональной траектории и поймайте свободную рукоятку снова у правого бока (3).

Диагональный возврат


Одноименный диагональный возврат за спиной
Правая ведущая рука согнута над правым плечом, а левая принимающая рука согнута за спиной; нунчаку находится в полностью растянутом положении (4). Отпустите свободную рукоятку и выполните правой рукой движение диагонального маха внутрь. Свободная рукоятка заходит в положение мертвой точки на уровне талии (5). Отсюда пошлите свободную рукоятку обратно по диагональной траектории и примите ее в исходное положение за спиной (6).

Диагональный возврат

Перехваты

 

Перехват свободной рукоятки сбоку
Нунчаку в положении плечевого захвата (1), Отпустите свободную рукоятку и правой рукой выполните диагональный мах внутрь (2), Поймайте свободную рукоятку левой ладонью у левого бедра (3). Переведите оружие в исходное положение, Это упражнение формирует рефлекс приема и захвата свободной рукоятки сбоку.

Перехваты


Разноименный перехват ведущей рукоятки сбоку
Исходным положением - плечевой захват (4). Правой рукой выполните диагональный мах внутрь, направляя свободную рукоятку справа сверху налево вниз (5). Перехватыватите ведущую рукоятку (6). Особое внимание следует уделить правильной постановке принимающей руки и смене ладоней. Принимающая рука развернута - пальцы повернуты внутрь к телу, ладонь обращена вниз, большой палец отведен далеко в сторону. Принимающая ладонь в момент перехвата накладывается на кулак ведущей руки.

Перехват


Перехват ведущей рукоятки за спиной

Перехват

 

Хлысты

 

Теория хлыстов объединяет в себе:

1. Положения оружия;
2. Возвраты свободной рукоятки;
3. Перехваты нунчаку.


Техника хлыстов делится на:

Махи - прямолинейные движения с использованием кистевого реверса;
Удары - хлысты с использованием кистевой подкрутки;
Восьмерки - движения, траектория которых имеет форму восьмерки;

Махи

Вертикальные махи

Махи

Горизонтальные махи

Махи


Диагональные махи

Махи

Удары

Сложенным оружием
Наносятся тычковые нижним концом

Удары


Вертикальный удар сверху вниз
Исходное положение - подмышечный захват (1). Освободите свободную рукоятку, ослабив локоть, и посылайте ее вперед сверху вниз (2). Удар наносится нижним концом свободной рукоятки по голове. Сразу же после контакта рукоятки с целью, начните кистевую подкрутку внутрь. Свободная рукоятка оружия совершает еще один оборот вперед (3). Примите ее обратно в подмышечный захват(4).

Удары


Вертикальный удар снизу вверх
Такой же как вертикальный мах только резким движением по цели.


Горизонтальные и диагональные удары наружу
Отличаются от вертикального удара сверху вниз только напровлением атаки.


Горизонтальный удар внутрь
Из исходного положения (5) отпустите свободную рукоятку (6) и направьте ее по горизонтальной траектории внутрь (7). После контакта с целью свободная рукоятка проходит несколько дальше, а рука уже уводит оружие вниз (8). Здесь за счет кистевой подкрутки свободная рукоятка совершает холостой оборот (9), выходя на новую траекторию. Подключите предплечье, чтобы бросить нунчаку по вертикальной траектории снизу вверх (10) и примите оружие в исходное положение плечевого захвата (11).

Удары



Начинайте отрабатывать удары на тренажерах сразу после того, как они начнут получаться по воздуху. Старайтесь попадать кончиком свободной рукоятки. Это увеличит радиус поражения, а также снизит вероятность рикошета, и шансы поломать нунчаку.

Восьмерки

Первая фаза - диагональный мах внутрь (1-3). Исходное положение может быть любым. Свободная рукоятка нунчаку направляется из верхнего правого угла к нижнему левому. Удар направлен в голову противника.
Вторая фаза движения - кистевая подкрутка наружу, посредством которой свободная рукоятка нунчаку плавно меняет направление своего движения. Она не «тушится» в положении мертвой точки, а поднимается вверх к левому верхнему углу (4). Отсюда начинается возврат оружия, но не продолжение атаки. Свободная рукоятка совершает путь от верхнего левого угла к правому нижнему (5).
Третья фаза движения - прием свободной рукоятки в исходное положение подмышечного захвата. Он осуществляется посредством кистевой подкрутки внутрь (6-8). Три фазы представляют единое движение, позволяющее в случае промаха сразу же повторить атаку.

Восьмерки


Траектории

Восьмерки

 

Вертушки

 

Одиночный вертикальный кистевой перехват
Исходное положение - держите нунчаку обычным хватом у самого шнура; рука опущена вдоль бедра, свободная рукоятка свисает вдоль ноги. Направляйте оружие вверх, согнув руку в локте под углом 90 градусов (1). Свободная рукоятка сделает по инерции оборот по направлению к вам и вернется к ведущей рукоятке; шнур обовьет ладонь снаружи (2). Разожмите ладонь в тот момент, когда обе рукоятки будут составлять единую линию (3). По инерции нунчаку сделает оборот вокруг ладони. Снова сожмите ладонь в кулак и свободная рукоятка окажется схваченной обратным хватом (4). Теперь верните оружие в первоначальную позицию. Для этого импульсным движением руки от себя задайте свободной рукоятке энергию движения, бросая ее по обратной траектории.

Вертушки

Вертикальное кистевое вращение
Вертикальное кистевое вращение осуществляется с обратным хватом рукояток. Делая импульсное движение кистью и чуть сопровождая ведущую рукоятку четырьмя пальцами, большим пальцем поддерживайте ее до самого последнего момента, пока она не «расстанется» с ладонью (5-7). Поворачивайте ладонь чуть-чуть внутрь (8) и принимайте свободную рукоятку обратным хватом (9). Затем сразу же по инерции снова отправляйте ее по ходу движения (10).

Вертушки

Одиночный горизонтальный кистевой перехват
Из нормального хвата в обратный перехватыватите оружие, направляя его от левого бока к правому, то есть изнутри наружу (11-15); для перехвата из обратного хвата в нормальный направляйте нунчаку внутрь, с права на лево (16-17).

Вертушки


Кистевое вращение восьмеркой
Вращение восьмеркой позволяет перехватывать нунчаку из нормального хвата в обратный без использования мерт­вой точки. Перед началом упражнения опустите оружие в растянутом виде вдоль ноги. Отведите руку в левую сторону, свободная рукоятка, набрав энергию, по инерции будет продолжать движение по часовой стрелке. В этот момент сделайте перехват оружия из нормального хвата в обратный. Согнув руку в локте под углом 90 градусов, тотчас же возвращайте ее дугообразным движением обратно к правой стороне, направляя свободную рукоятку нунчаку изнутри наружу. На правой стороне, остановите руку и дайте свободной рукоятке по инерции продолжить движение против часовой стрелки. Перехватите нунчаку из обратного хвата в нормальный.

 

Серии

 

Комбинируйте технику в удобные и целесообразные на ваш взгляд серии ударов

СерииСерии

 

Парные нунчаки

 

Техника двух рук с нунчаку подразделяется на три вида:

1. Синхронные движения;
2. Последовательные движения;
3. Асинхронные движения.


Синхронная техника.
Эти движения выполняются одновременно обеими руками. Причем, движения эти совершенно одинаковые, а значит одинаково и время их выполнения каждой рукой.

Синхронно

Последовательная техника.
Она подразумевает выполнение одинаковых движений, но с некоторым запаздыванием одной руки по отношению к другой.

Последовательно

Асинхронная техника.
Здесь обе руки работают одновременно, но выполняют самостоятельные движения, которые могут различаться не толь­ко по рисунку, но и по длительности выполнения.

Асинхронно

 

Защита

 

Защита с нунчаками мала чем отличается от защиты без них. Блокировку осуществляйте сложенным оружием в основном от ударов длинными предметами, при этом старайтесь блокировать ближе к запястью наподающего, пока инерция не придала им большой скорости. Конечности хорошо блокировать стопорящими ударами.

Защита

 

Приложение

 

Первичные понятия

Уровни (секторы) поражения человеческого тела:

1. верхний сектор (голова);
2. средний сектор (руки, корпус);
3. нижний сектор (колени, бедра).
Средний и нижний секторы иногда называют "безопасными", так как удары по ним не влекут за собой летального исхода. Удары по рукам, как правило, связаны с выбиванием оружия противника.

Перечислим другие первичные понятия, а затем определим их:

  • положение оружия;
  • ведущая рука и ведущая рукоятка;
  • свободная рукоятка;
  • нормальный и обратный захват;
  • жесткие рукоятки;
  • мертвая точка;
  • рикошет;
  • траектория движений;
  • возврат свободной рукоятки;
  • перехват оружия;
  • хлыст;
  • обычный удар, мах;
  • кистевая подкрутка или кистевой реверс;
  • мах восьмеркой;
  • движение восьмеркой.

Положение оружия - способ держать оружие или расположение нунчаку относительно тела. Положения делятся на две группы, в зависимости от того, приходится ли нам работать с одной или двумя нунчаку.

Работа с двумя нунчаку включает семь основных положений:

подмышечный захват (1);
плечевой захват (2);
разноименный подмышечный захват (3);
держание оружия сложенным в руке (4);

Работа с одной нунчаку в свою очередь делится на два типа: с использованием и без использования свободной руки. Без использования свободной (страхующей) руки положения оружия сводятся к тем же, что применяются в работе с двумя нунчаку.

Ведущей рукояткой называется та рукоятка нунчаку, которая в конкретном движении (приеме) держится в ведущей руке, посредством которой осуществляется управление свободной рукояткой.

Под свободной рукояткой подразумевается та, которая не держится рукой. Свободная рукоятка может находиться в конкретный момент в каком-либо положении, будь то положение без использования свободной руки (например, подмышечный захват), положение с использованием свободной руки, «мертвая точка» или даже захват оружия одной рукой за обе рукоятки; в последнем случае свободной будет считаться та рукоятка, которой последует атака.

Нормальный и обратный захват. При нормальном захвате верхний конец рукоятки, обращенный к шнуру, находится над большим пальцем ладони (левая рука на рис. 5). При обратном захвате верхний конец расположен со стороны мизинца (правая рука на рис. 5), а нижний - со стороны большого пальца.

Жесткими рукоятками обозначается растянутое положение нунчаку в обеих руках, когда каждая из рукояток держится любым хватом (6).

Положения оружия


Мертвой точкой называется точка зависания свободной (как правило, ударной) рукоятки на долю секунды в конце траектории какого-либо движения, откуда в следующее мгновение начнется новое движение. Мертвые точки могут быть: воздушными, корпусными, ручными, плечевыми, подмышечными, бедренными и т. д.

Рикошетом называется неконтролируемое изменение направления свободной рукоятки (ее отскок) после попадания в цель при ударах хлыстами.

Траекторией называется линия движения свободной рукоятки нунчаку при выполнении различных техник, главным образом хлыстов.

Возвратом называется обратное движение свободной рукоятки нунчаку после выполнения хлыста. Свободная рукоятка не должна обязательно возвращаться в свою исходную позицию.

Перехват представляет собой движение, отличающееся от возврата по смысловому содержанию. По движениям обе техники могут быть похожи, но перехваты используются для создания наилучших условий атаки, а также с целью рассеять внимание противника.

Хлыст - общее название атакующих приемов посредством ударов свободной рукояткой.

Обычный (обыкновенный) удар или мах. Махом считается широкое, по максимально длинной траектории (рука вытянута полностью) движение нунчаку без кистевой подкрутки. Чаще всего это обыкновенный прямолинейный удар с воздушными или корпусными мертвыми точками. Главное значение в этой технике имеют кистевой реверс и скручивание бедер. Траектории махов могут быть трех видов: вертикальные, горизонтальные и диагональные.

Кистевой вертикальный реверс. Это прямолинейное рывковое движение кисти (7,8). Используется при выполнении обыкновенных прямых ударах (махов). Направления рывков могут быть вертикальные и диагональные сверху вниз и снизу вверх.

Реверс


Кистевой горизонтальный реверс. Это прямолинейное рывковое движение кисти, используемое в обыкновенных ударах по горизонтальной траектории снаружи внутрь и изнутри наружу.

Мах восьмеркой – движение, траектория которого представляет собой восьмерку с очень широкой амплитудой без использования обычной кистевой подкрутки в начале или в конце движения. Один обычный мах восьмеркой включает два диагональных хлыста по направлению внутрь из верхних углов в нижние.

Обратный мах восьмеркой – два хлыста из нижних углов в верхние.

Движение восьмеркой. Восьмеркой можно считать мах, подкрепленный кистевой подкруткой и осуществляемый по очень узкой траектории. В отличие от маха, направление которого задается в равной степени как предплечьем, так и кистью, в движении восьмеркой используется лишь кисть. Кроме того, кистевая подкрутка используется в обычной восьмерке в качестве третьего вертикального удара, а в обратной восьмерке в качестве направляющего движения в плечевой захват (эта подкрутка может расцениваться как атакующее движение снизу вверх). Кроме перечисленных восьмерок, имеются еще так называемые вертикальные восьмерки, а также обратные вертикальные и боковые, из которых, как правило, эффективно применяется половинчатое движение вертикальной восьмерки. Заметим, что использование простейших траекторий в технике «восьмерок» может быть дополнено различными, так называемыми холостыми прокрутками, в результате чего получаются движения с иными направлениями атак.

Условные обозначения для рисунков:

  • точка в квадрате обозначает мертвую точку;
  • точка в кружке обозначает стартовое положение свободной рукоятки;
  • закрашенная (черная) пунктирная стрелка обозначает атакующее действие, удар;
  • не закрашенная (белая) пунктирная стрелка обозначает защитное действие, блок;
  • обычная пунктирная стрелка обозначает простое движение, не атаку и не защиту. Это может быть простое вращение оружия, так называемый холостой ход; движение свободной рукоятки после атаки или защиты;
  • обычная не пунктирная стрелка показывает перемещение ног.

  • Комментарии не найдены

Оставьте свой комментарий

0 / 10000 Ограничение символов
Размер текста должен быть меньше 10000 символов