Курс свободы

 

Свобода - состояние субъекта, в котором он является определяющей причиной своих действий, то есть они не обусловлены непосредственно иными факторами, в том числе природными, социальными, межличностно-коммуникативными и индивидуально-родовыми.
Википедия

Выделяют свободу "негативную", т.е. свободу от, и "позитивную", т.е. свободу для.

Под "негативной" понимается свобода от всевозможных ограничений или внешних воздействий. Или по другому, это выражается как: "свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого", т.е. человек может действовать как угодно, если это не приносит вреда другим. Свободный человек, в этом смысле, не связан, не заперт, не запуган страхом наказания: "Я никому не раб".

Под "позитивной" понимается свобода для реализации своего потенциала. Характеризуется наличием возможностей и ресурсов для этого и отсутствием внутренних барьеров препятствующих этому. Свободный человек, в этом смысле, сам управляет своей жизнью: "Я сам себе хозяин".

В данном курсе под биологической свободой будет пониматься оптимальная настройка организма, позволяющая наилучшим образом реализовать свой потенциал.

Под общественной – свобода от влияния со стороны других людей.

Под правовой – свобода реализации своих гражданских прав.

Под духовной – свободная настройка своего внутреннего мира.

Цель данного курса - показать направления для поиска возможностей жить максимально свободно. Но даже если вы просто задумаетесь над вопросами: кто я, где я нахожусь, т.е., как устроен мир, каково мое место в нем, или в чем смысл моей жизни? Значит уже этот курс был написан не зря.

Биологическая

Это основополагающий фактор от которого зависят другие условия свободной жизни: качество питания, разнообразие физической активности, общественная адекватность, правовая защищенность, условия для духовного роста. В данном курсе мы рассмотрим два принципиально разных подхода к организации своей среды обитания, а именно, жизнь в городской и в деревенской местности.

Рассмотрим как различные факторы проявляют себя в том и другом случае.

Воздух. Как правило, города строятся рядом с градообразующими предприятиями, деятельность которых во многом влияет на загрязнение воздуха. Так же в городах присутствует большое количество различного транспорта на двигателях внутреннего сгорания, что тоже не улучшает его качество. Таким образом, чем отдаленней от города место обитания, тем чище будет воздух (разумеется, надо принимать во внимание и загрязнение воздуха природными явлениями, например, вулканами).

Вода. Вопрос водоснабжения в городах решается по-разному, поэтому и качество воды у всех разное. Объединяет всех лишь то, что она платная. Собственно, в деревне вопрос водоснабжения тоже решается по-разному. Но в отличие от города, он решается самостоятельно (скважина, колодец, родник и т.д.), в результате появляется независимый и бесплатный источник воды.

Еда. В городе приходится выбирать из готовых решений и надеяться, что сделал правильный выбор. В настоящее время качество продуктов в продуктовых магазинах, мягко говоря, оставляет желать лучшего. В деревне же, человек сам себе хозяин, и сам производит еду в необходимом ему качестве и количестве.

Электричество. В городе ты зависишь от электроснабжающих организаций. Они могут отключать электричество по своему усмотрению, плюс его надо постоянно оплачивать, причем, по всё возрастающим тарифам. Но зато к ним проще подключиться. В деревне же создать независимое электричество гораздо сложнее (например, минигэс), но зато появляется надежность (бесперебойность) и пропадает необходимость оплаты.

Отопление. Опять же, в городе, как правило, это готовые решения, где отоплением занимаются организации, от которых приходится зависеть. То есть получать тепло не по своему усмотрению, а по усмотрению и возможностям этих организаций. В деревнях же, если они расположены в лесной местности, отопление может быть независимым и бесплатным (например, в России брать валежник разрешает законодательство).

Канализация и утилизация отходов. В городе так же все зависит от организаций, занимающихся этими вопросами. И так же не бесплатно. Причем утилизация отходов, за редкими исключениями, далеко не экологически чистая. В деревне же проблема только с утилизацией пластика, на данный момент она, как и в городе, не может быть решена, не загрязняя экологию. Но и приобретается он в горазда меньших количествах, за счет собственного производства еды, а не покупки ее в пластике. Остальные отходы идут на повторную переработку, либо в огород (через компост), либо в строительство, либо просто сжигаются.

Шум. В городских условиях его намного больше, так как он вызван в основном человеческой деятельностью (те же предприятия и транспорт, например), но и природные факторы тоже стоит учитывать (например, водопады).

Вид. Городские пейзажи редко бывают красивыми, как правило, это асфальт и бетонные коробки, а чтобы насладится приятным видом, приходится куда-то выезжать (в парк, загород и т.д.). В деревнях же пейзажи куда разнообразнее: луга, поля, сады, леса, реки, озера, рассветы, закаты, туманы, радуги и прочее.

Личное пространство. За пределами города, возможностей его расширить гораздо больше, ведь, как правило, стоимость на землю там ниже, как и ее занятость.

Инфраструктура. В городе развита существенно больше. Т.е. добираться к таким заведениям, как театры, музеи, рестораны, парикмахерские и прочие существенно проще. Однако и потребность в них возникает не так часто, чтобы было проблематично, в случае необходимости, приезжать из деревни.

Занятость. Существует миф, что в деревне нет работы. В какой-то мере это правда, РАБоты, т.е. наемного труда в деревне мало. Но зато много возможностей для собственного дела. Примерные направления: животноводство, пасека, сельское хозяйство, собирательство (грибы, ягоды, травы), производство мебели, утвари, предметов гигиены (мыло, шампунь, крем и т.д.) и других вещей, которые есть желание творить, экотуризм, интернет (программирование, дизайн и прочее), и т.д. и т.п., в интернете можно найти более подробные списки, как и клиентов для своей продукции.

Окружение. Выбирать себе окружение в городе практически нереальная задача, только если самое близкое. И риск столкнуться с неадекватными людьми там весьма велик, так же как и заразится заболеваниями, передающимися воздушно-капельным путем, из-за более высокой плотности населения. Выбор же окружения в деревне в настоящее время разнообразен. Это различные экопоселения, коммуны, общины, родовые поместья и прочие объединения, сформированные по разным принципам. Так же, при отсутствии подходящего варианта, можно создавать свой, приглашая единомышленников.

Интернет. Доступен и там и там, но в городских условиях чаще можно получить более качественный интернет по более выгодным тарифам. В деревне, это, как правило 3G, 4G с использованием усилителей.

Обобщим вышесказанное в виде сравнительной таблицы, в которой покажем преимущество того или иного фактора в зависимости от среды обитания.

Факторы Город Деревня
Воздух
Вода
Еда
Электричество
Отопление
Канализация и утилизация отходов
Шум
Вид
Личное пространство
Инфраструктура
Занятость
Окружение
Интернет
X
X
X
XV
X
X
X
X
X
V
V
X
V
V
V
V
XV
V
V
V
V
V
XV
V
V
V

Как видим, почти по всем факторам преимущество у деревни (опять же условно, это может быть любой населенный пункт).

Однако, сейчас существует много способов приблизить качество условий обитания в городе к деревенским, например, системы фильтрации воздуха, очистки и контроля качества воды, покупка экологически чистой еды, создание автономного электроснабжения, отопления, канализации и прочего. Но все это не малого стоит, т.е. обойдется дороже, чем в деревне, и не избавит от грязного воздуха и шума в не собственного жилья, от неадекватных соседей. Таким образом, создать условия для свободной (не зависимой от деятельности других организаций) жизни с большим успехом и с меньшими затратами можно, если создавать их за пределами города.

Движение - жизнь. Ставшая народной мудростью фраза Аристотеля, так же имеет и научное обоснование. Малоподвижный образ жизни приводит к ожирению, гипертонии, диабету и к другим малоприятным последствиям, снижающим не только качество прожитых дней, но и их количество.

О пользе физической активности знают многие, но к сожалению, далеко не все из них применяют свои знания на практике. Все-таки уместно будет немного рассказать о физической активности применительно к свободе. Если мы говорим о негативной свободе (свободе от), то тут мы получаем свободу от многих болезненных состояний, преждевременной старости и смерти. Если же говорим о позитивной свободе (свободе для), то тут мы получаем заряд энергии и лучшую физическую форму для достижения наших целей.

А если мы выбираем в качестве физической активности изучение боевых искусств (самозащиту), то, помимо прочего, получаем еще навыки, позволяющие сохранить здоровье и жизнь в экстремальных ситуациях (не только свои, но и своих близких). А полученная в ходе этого уверенность в собственных силах, поможет избежать таких ситуаций. Так как исчезают основания формирующие психологию жертвы (см. виктимологию, науку о жертвах; курс по самозащите можно посмотреть в этом разделе).

Так же особую пользу в повседневной жизни приносят, утром: зарядка и холодный душ (бодрят, заряжают энергией и т.д.); вечером: контрастный или горячий душ и воздействие на БАТ (биологически активные точки) аппликатором Лепко (данные процедуры успокаивают, снимают стресс, напряжение и дают много других положительных эффектов).

В настоящий момент нет общепринятого, единственно верного способа питания, подходящего для всех, в любых обстоятельствах. Поэтому данный вопрос решается каждым самостоятельно, в той или иной мере осознанности и целесообразности.

Однако, существуют исследования, которым (основываясь на собственном опыте) я доверяю. И из которых следует, что от типов питания зависит средняя продолжительность жизни и общее состояние здоровья человека. Что, в свою очередь, дает больше свободы в самовыражении.

Если распределить типы питания в соответствии с их эволюционной значимостью для наиболее эффективного выживания, то данная условная шкала примет следующий вид:

- всеядность;
- раздельное питание;
- вегетарианство;
- веганство;
- сыроедение;
- фрукторианство.

«Всеядность — наиболее примитивный тип питания человека, позволяющий употребление любых пищевых продуктов, в любых всевозможных сочетаниях. Последствия такой диеты наиболее деструктивны для всех систем организма. У людей при беспорядочном питании наиболее часто возникают заболевания, которые считаются убийцами человечества (атеросклероз, инфаркт миокарда, инсульт, сахарный диабет и рак). В связи с этим, всеядный тип питания обуславливает очень низкую продолжительность жизни тех людей, которые отдают ему предпочтение. И хотя когда-то давно, во времена ледникового периода, на заре становления нашей цивилизации, этот образ питания помог нашему виду выжить, для текущих условий среды обитания человека он явно неактуален и является атавизмом. Поэтому с позиции эволюции современного человека он занимает — низшую ступень данной шкалы.

Раздельное питание — этот тип мало чем отличается от предыдущего, однако он уже подразумевает некоторую упорядоченность в сфере питания. Ему присущи различные принципы и правила питания, диктующие в каких сочетаниях можно употреблять пищу, а также то, в каких условиях это следует делать. Люди, избравшие этот тип, демонстрируют своим выбором либо заботу о собственном здоровье, либо уважение религиозных традиций. Однако реального эффекта сохранения здоровья, от выполнения этих правил мало и поэтому он занимает следующую ступень в этой шкале.

Вегетарианство и его подвиды: лактовегетарианство и ововегетарианство — запрещающие употребление в пищу плоть животных, находятся на третей восходящей ступени. Для этого типа питания характерны: существенный вклад в сохранение здоровья человека и некоторое увеличение продолжительности его жизни. У подавляющего большинства представителей этого типа развито чувство сострадания, милосердия и заботы о ближних — безусловно очень ценных качеств с точки зрения биологической эволюции вида. Ведь отсутствие чувства взаимопомощи у членов какого-либо сообщества, ограничивает его развитие и обрекает это сообщество на быстрое вымирание. И это согласуется с известным научным фактом утверждающим, что альтруизм эволюционно выгоден всему виду.

Веганство — более аскетичный тип питания, исключающий любое употребление животной пищи, целенаправленно декларирующий принцип ненасилия, по отношению как к животным, так и к представителям своего вида. Переход на веганский образ жизни является для нашей цивилизации самым эволюционно значимым достижением в сфере питания. Именно отказ от животной пищи, а не какие-то принципиальные отличия в рационе из растительных продуктов, может помочь нам как виду подняться на новую ступень эволюционного и нравственного развития. И сейчас с развитием науки, технологий и индустриализации сельского хозяйства человечеству предоставляется эта возможность как никогда раньше. Также нужно отметить, что у веганов чаще, чем у представителей нижних ступеней этой шкалы, наблюдаются нормальные показатели: массы тела, уровня холестерина в крови и общего состояния сердечно-сосудистой системы.

Сыроедение — это система питания, в которой отдаётся предпочтение употреблению растительной пищи, не подвергшейся тепловой обработке. Этот тип питания при вдумчивом и рассудительном подходе позволяет добиться заметного омоложения организма и нормализации веса, а также практически полного избавления от всяческих хронических заболеваний.

Фрукторианство — отличается от сыроедения тем, что фрукторианцы исключают из своего рациона любую высокобелковую пищу (семена растений: злаки, бобы, орехи и прочее). Благодаря этому отличию, в организм фрукторианца попадает крайне малое количество белка. А это, в свою очередь, приводит к тому, что в теле человека практически полностью прекращаются процессы гниения и эндогенная интоксикация. В конечном итоге такая кардинальная перемена рациона благотворно отражается на состоянии здоровья и существенно изменяет обмен веществ человека. Эта важная отличительная особенность позволяет выделить фрукторианство среди других видов питания и отнести его на высшую ступень нашей шкалы.»

Взято из книги «Эволюция в питании человека».

Общественная

Манипуляция – это скрытое управление человеком против его воли, приносящее инициатору односторонние преимущества.

Манипулятор – инициатор управляющего воздействия.

Жертва – адресат воздействия (манипуляции).

Защита

Прежде всего необходимо осознать наличие манипуляции.

Главный признак: чувства неудобства, вины, опасности, чувство долга, которые пытается вызвать у жертвы манипулятор.

Осознав наличие вызываемых чувств, можно сказать: «Стоп, манипуляция!» – или что-то в этом роде. Этого будет достаточно, чтобы взять себя в руки и защититься.

Помните, что вы не должны:

- отвечать, если не хочется;
- быть рабом сказанных слов (взгляды могут меняться, однако, нарушение данных ранее обещаний может привести к потере сотрудничества);
- разбираться во всем;
- оправдываться.

Вы имеете право:

- на ошибку;
- быть нелогичным;
- сказать «я не хочу», «нет» и т.д.

Методы защиты

Пассивная

Имеет следующие формы:

- молчание («не расслышал», не обратил внимание, не понял и т.д.);
- смена темы;
- согласие, но на своих условиях;
- повтор действий манипулятора в отношении его же;
- перенос опасности, создаваемой им, на него же.

Активная защита

Расставить точки над i

Значит сказать прямо о том, что беспокоит: «Куда вы клоните?», «Что вы хотите?» и т.д.

Главная задача – сделать тайное (намерения манипулятора) явным.

Контрманипуляция

Ответная манипуляция, в которой используются обстоятельства, созданные манипулятором.

- Ты разбила машину!
- А ты разбил мне жизнь!!!

Схема коммуникации

 

Не удалось загрузить изображение

Рекомендуемая литература:
В.П. Шейнов "Скрытое управление человеком".
М.Е. Литвак "Психологическое айкидо".

Мы можем лгать или говорить правду, заметить обман или пропустить его, заблуждаться или искать истину. У нас есть выбор.
Пол Экман

Узнать, говорит ли человек правду или пытается обмануть, помогают микровыражения и характерные жесты, которые он может проявлять. Однако, человек может говорить неправду и при этом не лгать, если сам не знает, что это неправда. В таких случаях по микровыражениям и жестам невозможно будет распознать обман. Тогда можно соотносить получаемую информацию с той, что мы приобрели, в результате построения своей личностной системы (статья "Предрассудки"), придавая ту или иную степень достоверности вновь получаемым знаниям.

Наглядные примеры жестов и микровыражений, помогающие распознать намерения говорящего, показаны в сериале "Обмани меня".

Рекомендуемая литература:
Пол Экман: "Психология лжи" и "Узнай лжеца по вырожению лица".

Правовая

Российской конституцией гарантированы следующие права человека:

Личные (большинство из этих прав естественные, то есть не связаны с принадлежностью человека к государству):
- право на жизнь (ст. 20)
- право на достоинство (ст. 21, ч. 1)
- право на безопасность (ст. 21, ч. 2)
- право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22)
- право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23)
- право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23, ч. 2)
- право на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (ст. 24, ч. 2)
- право на неприкосновенность жилища (ст. 25)
- право на определение и указание своей национальной принадлежности (ст. 26, ч. 1)
- право на пользование родным языком (ст. 26, ч. 2)
- право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ст. 27, ч. 1)
- право свободно выезжать за пределы РФ и беспрепятственно возвращаться (ст. 27, ч. 2)
- свобода совести и вероисповедания (ст. 28)
- свобода мысли и слова (ст. 29, ч. 1)
- право на информацию (ст. 29, ч. 4)

Политические (возникают вследствие состояния гражданства; часть этих прав может быть ограничена для иностранных лиц):
- право на информацию (ст. 29)
- право на объединение, свобода союзов, партий (ст. 30)
- право на собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования (ст. 31)
- право на участие в управлении делами государства (ст. 32, ч. 1)
- право избирать и быть избранным (ст. 32, ч. 2)
- право обращений в государственные органы (ст. 33)

Экономические (в числе социально-экономические):
- свобода предпринимательской деятельности (ст. 34)
- право на частную собственность (ст. 35, 36)
- право наследования (ст. 35, ч. 4)
- свобода труда, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37)
- право на защиту от безработицы (ст. 37)

Социальные (в числе социально-экономические):
- право на отдых (ст. 37)
- право на материнство, детство и отцовство (ст. 38)
- право на социальное обеспечение (ст. 39)
- право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41)
- право на благоприятную окружающую среду (ст. 42)
- право на образование (ст. 43)

Культурные:
- свобода творчества и преподавания (ст. 44, ч. 1)
- право на участие в культурной жизни, на пользование культурными учреждениями (ст. 44, ч. 2)
- доступ к культурным ценностям (ст. 44, ч. 2)

Экологические (выделяются из числа социально-экономических, но классификация признаётся не всеми исследователями):
- право на благоприятную окружающую среду (ст. 42)
- право на достоверную информацию о её состоянии (ст. 42)
- право на возмещение ущерба, причинённого здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42)

Все права и свободы человека защищаются равным образом, в Конституции не устанавливается иерархии прав и свобод.

Взято из Википедии

Духовная

Предрассудок - суждение, усвоенное некритически, без размышления. Это иррациональные компоненты (стереотипы) общественного и индивидуального сознания: суеверия и предубеждения. Предрассудком считаются взгляды и мнения, основанные на неточном или искаженном знании, чаще всего принимаемые на веру со слов других людей.
Википедия

Т.е. сейчас нас интересует преобразование своего внутреннего мира, изменение личности. У нас для этого существует два метода: научный и религиозный. Под религиозным методом я подразумеваю не только следование конкретным учениям церкви, но и вообще, принятие знаний на веру при построении своей личностной системы.

Думаю, вы со мной согласитесь, что научный подход более приемлем, т.к. изменить нужно систему, как раз построенную на вере в авторитеты (родителей, политиков, ученых и т.д.).

В структуру научного метода входит:

Наблюдение фактов, их количественное или качественное описание.
Анализ результатов наблюдения, их систематизация, вычленение значимого и второстепенного.
Синтез или обобщение и формулирование гипотез, теорий.
Прогноз, т.е. формулирование следствий из предложенной гипотезы или теории с помощью дедукции, индукции и других логических методов.
Проверка прогнозируемых следствий с помощью эксперимента.

Итак, что будет лежать в основе новой системы, каким будет ее фундамент?

В основе логических рассуждений должны лежать неоспоримые истины, аксиомы, иначе, применяя верный метод мы получим неверный результат. И здесь нам поможет опыт Декарта, который путем методического сомнения пришел к выводу, что сомневаться нельзя только в наличной действительности своего сознания, т.е. мыслю, следовательно, существую. Отталкиваясь от этого неоспоримого факта мы (используя логику) можем получить другие истины, которые составят базу новой системы.  Первое, что бросается в глаза, это то, что, когда я мыслю, в моем сознании присутствуют и другие (помимо моих мыслей) предметы или явления. Следовательно, как мною осознаваемые, они существуют, и это, несомненно.

Далее, наблюдая этот мыслительный процесс, мы можем задаться вопросами: как он протекает, какие в нем существуют закономерности и т.д. Отвечая на эти вопросы, не стоит бросаться с головой в первое попавшееся направление, велик риск заблудиться. Лучше для начала разобраться в самых общих представлениях. О том, как устроен мир? Что такое пространство, материя, время, движение? Если эти фундаментальные категории будут определены верно, то это будет уже неплохим островком, куда можно будет возвращаться, если очередной выбранный путь заведет в тупик. Но сперва не будет лишним посмотреть на то, как эти категории определяются человечеством.

Существуют три принципиально разных взгляда на мироустройство:

1. Материализм;
2. Идеализм;
3. И их симбиоз.

Материализм говорит о том, что мир – это материя, души не существует, то, что люди называют этим словом, лишь результат физико-химических процессов. Идеализм – утверждает противоположное. Материи, как объективной реальности, нет, она может существовать лишь в чьем-то представлении, как идея присущая какому-либо субъекту. В качестве всеобъемлющего субъекта выступает Бог, Высший разум и т.д.

Симбиоз материализма и идеализма породил множество религиозных течений, которые говорят о том, что есть и материя и идея. Что некий Бог (идея) сотворил материю и все остальное. Сразу хочу опровергнуть истинность этого взгляда. Ведь если предположить, что он верен, то тогда должен был существовать некий временной период, до которого кроме Бога ничего не было, но потом с его помощью появилась материя. Но в каком месте могла появиться материя, если кроме Бога не было ничего? Она могла появиться, только внутри него, но тогда это уже идеализм.

Следовательно, истинный взгляд на мироустройство представлен либо идеализмом, либо материализмом. В своих рассуждениях я пришел к первому (вот ссылка на них: Высший разум).

Итак, предположим, что вы разобрались в глобальных вопросах, и абсолютно уверены в том, как устроен мир, что дальше?

У нас есть три существенно разных аспекта бытия: психика (пусть даже она и является результатом физико-химических процессов), материя (пусть даже она и является продуктом чьего-либо осознания) и общество. И для начала построить базовые представления о законах существования всех этих аспектов целесообразнее, чем погружаться в изучение только одного. Ведь иначе, это погружение будет затруднено недостатком базовых знаний из других областей.

Подведу итоги. Чтобы обрести свободу поступать самостоятельно, а не под давлением каких бы то ни было факторов, нужно построить новую систему управления своим внутренним миром – систему самоуправления. И ее строительство должно начинаться с прочного фундамента неоспоримых истин. Нужно заложить базу глобальных представлений о мире в целом, о законах психики, материи, общества. Тогда, углубляясь в те частности, которые более свойственны вашему уму, вы всегда сможете вернуться на этот остров, если все-таки зайдете в тупик. Но, любое принятое вами решение, отныне будет отражением тех знаний, которые вы приобретете в этом опыте, а не результатом чьего-либо вмешательства в вашу  жизнь. 

Рекомендуемая литература:
В.И. Кобзарь "Логика. Учебное пособие".
Рене Декарт "Рассуждение о методе".

Можно выделить три типа мыслительной деятельности:

- тактическое мышление (расчет вариантов),
- стратегическое мышление (планирование) и
- созерцание (непосредственное представление).

Созерцание есть непосредственное изучение реальности такой, какая она есть, здесь и сейчас. Это значит видеть мир без предубеждения. А это по сути, медитация на практике без использования специальных приёмов, таких как сознательная концентрация на чём-либо, контроль за дыханием или целенаправленное избавление от мыслительного процесса. Созерцание с практической точки зрения позволяет нам справиться со стрессом, сохранить энергию. Погружение в это состояние освобождает разум от бесконечных забот, что также благоприятно сказывается и на состоянии здоровья. Нужно иногда давать мозгу передышку, а практика созерцания как раз и служит началом прекращения внутреннего диалога.

Выходите на природу или просто погружайтесь в медитацию, созерцая пространство вокруг себя. Иногда мы неосознанно оказываемся в этом состоянии, не замечая его. Но такие моменты стоит отмечать, т. к. они могут заложить основу для последующих регулярных занятий медитацией.

Страх - это эмоция, возникающая при угрозе как биологическому, так и социальному благополучию человека. Угроза может быть и мнимой, главное, чтобы человек воспринимал ее как настоящую. Переживание страха имеет множество оттенков: неуверенность, опасение, тревога, испуг, паника, отчаяние, ужас. Поведение испуганных людей также имеет разнообразные проявления. "Страх заставляет дрожать, визжать, плакать, смеяться... От него "сосет" под ложечкой, трясутся руки, становятся "ватными" ноги, звенит в ушах, застревает ком в горле, бледнеет лицо, колотится сердце, перехватывает дыхание, встают дыбом волосы, расширяются зрачки, по спине бегут мурашки... Страх вынуждает мчаться сломя голову неизвестно куда, стоять без движения и тупо смотреть в одну точку или, простите за натурализм, наложить в штаны..."

Свободу от страха дает переоценка ценностей. Если человек высоко ценит свою жизнь, то и будет бояться ее потерять при малейших угрозах. Значит, для устранения страха, нужно обесценить свою жизнь. А это можно сделать, если найти ценность гораздо выше ее. Самураи такой ценностью считали долг перед господином и, не задумываясь, шли на смерть ради него. Современный же человек, может ценить что-то другое, например, идеи общей справедливости ("Свобода или смерть!").

Отсутствие страха смерти дает возможность особенно остро чувствовать радость бытия, позволяет утонченно наслаждаться каждым его мигом. Пребывая в гармонии с естественным ходом событий и самим собой, человек обретает тогда способность безмятежно "жить, когда правомерно жить, и бестрепетно умереть, когда требуется умереть".

Взято из книги А. Е. Тараса "Боевая машина".

Существует большое количество разнообразных зависимостей: курение, алкоголь, наркомания, блюдомания, игромания и прочие...

И причиной их появления в большинстве случаев является отстутствие смысла жизни.

Рассмотрим шкалу эмоциональных тонов Рона Хаббарда (здесь она в сокращенном варианте):

Энтузиазм (наивысший эмоциональный подъем, прилив сил, появляется, как правило, при решении трудных задач: "Эврика").
Интерес (возникает при реализации своих способностей, в процессе творчества).
Консерватизм (рабочее состояние, подходит для решения большинства повседневных дел).
Скука (середина шкалы, все что выше - ближе к более качественной жизни, что ниже - ближе к менее качественной жизни и к смерти).
Антагонизм (отрицание, чувство неприятия).
Гнев (открытая враждебность).
Скрытая враждебность (проявляется осознанно или бессознательно, когда есть желание причинить вред, но не хочется попадать под ответный удар).
Страх (появляется при угрозах существованию чему-то ценному для нас).
Горе (появляется при потерях чего-то ценного).
Апатия (безразличие, ступор, отсутствие эмоций).
Смерть.

Так вот, наличие или отсутствие смысла в жизни у человека определяет, будут ли его преобладающие (хронические) состояния выше середины этой шкалы или будут ниже ее. Четкое понимание своего смысла заставляет человека постоянно решать задачи по его реализации и находить при этом множество творческих решений. Утрата же его приводит сначала к скуке, а потом и ко всем нижеследующим состояниям по накатанной.

Продолжительное отсутствие положительных эмоциональных состояний приводит к поиску новых ощущений вне естественного процесса (реализации творческого потенциала), т.е. к различным зависимостям. Поэтому, чтобы обрести свободу от них, нужно найти свой смысл в жизни и стремиться его реализовать. Вот краткая инструкция:

1. Познать себя, для этого:
2. Понять свои способности (они способствуют быстрому приобретению знаний, умений и навыков), для этого:
3. Пробовать заниматься делами, к которым есть интерес (позитивными делами, которые улучшают благосостояние человека, общества или природы в целом).
4. Реализуя способности, отодвигать планку цели за пределы жизни (т.е. определить такую деятельность, для успеха которой готов пожертвовать жизнью).
Тогда все стремления будут направленны в одну сторону, и любой спорный момент будет рассматриваться с точки зрения целесообразности этого стремления, а значит проблемы с неопределенностью не будут возникать. И жизнь наполниться смыслом, и будет приносить радость по мере его реализации.

"Чтобы не скулить от тоски, не переполняться отвращением к самому себе, ненавистью или раздражением к окружающим, есть только один метод, верный для всех эпох: истово заниматься тем делом, которое предназначено каждому его судьбой. Надо лишь одно — чтобы твое любимое занятие в самом деле было для тебя важнее всего на свете. И чтобы это отражалось во всех твоих поступках, независимо от «обстоятельств».
Тогда неважно, сколько часов в день уходит на работу и бытовые заботы, сколько — на физические упражнения и психотренинг. Это в стаде «настоящая жизнь» начинается лишь после окончания рабочего дня или в выходные дни, которых так страстно ждут и так бездарно проводят. Во первых, дух и тело можно закалять всегда и везде, не только во время специальных тренировок. Во вторых, важны не фактические затраты времени, а внутренние приоритеты. На первом месте в сознании должно стоять любимое дело, понимаемое как способ существования в мире. Именно тогда оно дает чувство смысла жизни, полноты и радости бытия."
А. Е. Тарас

Чем будет наполнена ваша жизнь, решать только вам.

Для чего человеку свобода? Можно ли ее продать, т.е. уйти в добровольное рабство ради определенных материальных благ? Видимо, это зависит от цены, от степени ограничений, которым придется подвергнуться, от целей и ценностей конкретного человека. Но все же, куда сложнее эту свободу приобрести, нежели продать, особенно если рожден среди рабов. Буть то открытое рабство, которое процветало раньше, или скрытое, которое распространенно сейчас: в виде обязанностей платить налоги, оплачивать ЖКХ, проценты по кредитам, отдавать "долг родине" и прочее (здесь пример налогового бремени в России, а здесь мнение гражданина по этому поводу)

Матрица повсюду. Она окружает нас. Даже сейчас, она с нами рядом. Ты видишь ее, когда смотришь в окно или включаешь телевизор. Ты ощущаешь ее, когда работаешь, идешь в церковь, когда платишь налоги. Целый мирок надвинутый на глаза, чтобы спрятать правду.
Какую?
Что ты только раб... Как и все, ты с рождения в цепях. С рождения в тюрьме, которой не почуешь и не коснешься. В темнице для разума.
Х/Ф Матрица

Однако возможностей свободной жизни для большинства людей сейчас гораздо больше, чем раньше. Особенно, если есть доступ в интернет. Все что нужно человеку, чтобы его никто не мог эксплуатировать, это умение жить автономно и решимость применить это умение на практике. Потребностей у человека не так уж много, если речь идет о поддержании организма в оптимальном рабочем состоянии. Это воздух, вода, еда, тепло, ночлег (для комфортного сна и отдыха). И пока еще существует огромное количество территорий, где человек может получить это все в изобилии. Понятно, что для этого нужно приложить определенные усилия. И чем больше знаний, умений и навыков для этого будет у человека, тем легче ему придется. Еще легче будет, если скооперироваться с единомышленниками и распределять задачи. Кто-то отвечает за стройку, кто-то за пошив одежды, кто-то за выращивание еды и т.д. Ну и возможно самый легкий путь, это присоединиться к уже существующей группе людей, на деле доказавшей свои намерения к автономному существованию. Это могут быть общины, коммуны, экопоселения, родовые поместья и прочие объединения, чьи взгляды вам покажутся наиболее адекватными (каталог поселений).

Поможет при строительстве объединения с нуля, или же при выборе уже существующего, знание групповой динамики (этапов развития группы):

1. Масса. Совокупность людей, не обладающих общим интересом. Например, масса на улице, где каждый идет по своим делам.

2. Толпа. Когда у массы людей есть общий интерес. Например, толпа болельщиков на стадионе.

3. Ассоциация. Уровень развития группы при котором определена общая цель. Если ассоциация держится достаточно долго, она начинает структурироваться, происходит распределение ролей (участники берут на себя выполнение определенных функций).

4. Кооперация. Произошло распределение ролей, и группа приступила к выполнению своих целей.

Скооперированная группа может быть:

а) Процессуальной. В которой преобладает групповой процесс: идут интриги (участники враждуют между собой), начинаются агитация (нападение на руководство) и пропаганда (защита руководства), происходят "революции" (антилидер - тот, кто пытается изменить цель группы, сменяет руководителя) и "дворцовые перевороты" (заместитель сменяет руководителя).

б) Сражающейся. Группа объединяется против внешнего врага. Распадается в любом случае, и при победе, и при поражении, так как пропадает объединяющий фактор.

в) Активной. Цели успешно реализуются (каждый активно решает свои задачи), отношения между участниками доброжелательные. В процессе своего развития она превращается в коллектив.

4.1. Коллектив – это такой уровень развития группы, при котором ее член может пожертвовать своими интересами ради интересов группы и через интерес группы реализовать свой собственный интерес. Если кооперация не превращается в коллектив, то становится корпорацией.

4.2. Корпорация - это группа, в которой преобладает групповой эгоизм. В трудные времена она распадается, так как каждый следует своим интересам ("тянет одеяло на себя").

Взято из книги Литвака "Если хочешь быть счастливым".

Как видно из групповой динамики, только активная группа может стать коллективом свободных людей. На это и стоит ориентироваться. Если, конечно, вы нашли ответ на вопрос: "Для чего человеку свобода?"

 

  • Комментарии не найдены

Оставьте свой комментарий

0 / 10000 Ограничение символов
Размер текста должен быть меньше 10000 символов